(HOME) На главную страницу сайта Моя Лодка: продажа лодок, катеров, яхт, лодочных моторов, судового оборудования

 +7 (909) 927 06 88                     Прайс листы:  катера Silver 2016 г.,  лодочные моторы,  эхолоты, GPS,  лодочные моторы б.у.
 Задать вопрос по E-Mail       Доска объявлений "Водный Транспорт".   Разместить объявление.



 (Домой) На главную страницу сайта Моя Лодка








Алюминиевые катера
Пластиковые катера        
Прайс лист
Брокераж

Катера Сильвер (Silver)
   Серия Silver
   Серия NorthSilver
   Серия NorthSilverPro

Лодочные двигатели
Лодочные моторы б.у.
Автоприцепы
Эхолоты, картплоттеры
Защита киля

Доска объявлений
Эллинги, стоянки

Документы, статьи
Фото яхт и катеров
Контакты
Реклама на сайте





Морская болезнь

Хочу сразу предупредить - здесь вы не найдете научных определений и рекомендаций - автор не имеет медицинского образования. Зато имеет почти сорокалетний стаж парусных плаваний, побывал на самых разнообразных водоемах и в самых различных ветровых и волновых условиях. В этой статье - "голая" практика.

Дело в том, что морской болезни - укачиванию - подвержены абсолютно все люди. Только действие ее сказывается на разных людях по-разному. Одни хотят спать, другие - хотят есть, третьих - тошнит, просто выворачивает наизнанку. Некоторые, с виду, вроде как и вовсе не укачиваются, но это не совсем так - просто они переносят морскую болезнь легче и в состоянии перетерпеть ее действие. Видимо, эволюция, формируя человеческий организм, не предусмотрела того, что он может подвергаться резким перемещениям вверх, вниз и в стороны. Ясно одно - укачиваются все, но вестибулярный аппарат у всех разный. Мне в жизни не повезло - у меня он слабый. Еще в детстве, путешествуя с родителями на автомобилях и автобусах по серпантинам крымских и кавказских дорог, я быстро укачивался со всеми "вытекающими из меня последствиями".

Окончив институт, я распределился, как раньше говорили, работать на Южный Сахалин. Добираться туда молодой специалист должен был через всю страну по железной дороге, а из Владивостока до порта Корсаков-на-Сахалине - теплоходом. Мне очень понравился огромный и, по моим понятиям, роскошный пассажирский теплоход, но на вторые сутки плавания мы попали в 11-балльный шторм, причем встречный к направлению нашего движения, и все гигантское морское судно начало ходить ходуном. Я, давно позабывший мои детские "укачки", спокойно отправился в ресторан на завтрак, но, когда передо мной появился дымящийся жирный бифштекс, сразу все вспомнил и вынужден был срочно ретироваться в свою каюту, где пластом провалялся последующие двое суток.

Через три года, возвращаясь в Москву с маленьким сыном, я укачивался и в самолете. А еще через несколько лет в мою жизнь властно и прочно вошел парусный спорт. Начинал я свою парусную карьеру матросом, потом помощником, а потом и капитаном парусно-гребной шлюпки Ял-6, к которой мы приспособили подвесной мотор и стали ходить в плавания - с каждым годом все дальше. И тут я обнаружил, что я - капитан - на которого, разинув рты, смотрит остальная команда, на крутой и короткой волне Рыбинского водохранилища укачиваюсь до полной потери соображения и трудоспособности. Переходя Онежское озеро с севера на юг, мы попали под шестибалльный ветер с трехметровой волной, правда, и ветер, и волна были попутными, так что мы могли поставить паруса "бабочкой", раскрепить их и двигаться со скоростью не менее 5 узлов. Я успел отдать все необходимые команды и посадить за руль самого надежного и опытного человека из моей команды (он раньше служил в военном флоте), после чего свалился на рыбины (так называются решетчатые слани на днище шлюпки) и валялся там почти до конца перехода, проклиная себя, свой слабый вестибулярный аппарат и день, в который я появился на свет. Хорошо еще, что морская болезнь у меня проходила в тот самый момент, когда прекращалась качка - некоторые организмы "по инерции" и потом страдают достаточно длительное время.

Вот тут я и стал задумываться, что же - мне надо бросать парусный спорт? Ведь это же позорище - капитан валяется, как пьяный, и не может "мама" сказать! Это не только для капитана недопустимо, но и для любого матроса! Но отказаться от парусов и дальних плаваний уже стало невозможно - слишком меня все это затянуло. О том, как люди привязываются к яхтам и плаваниям на них, надо писать отдельно - это не тема данной статьи. Как же быть?

Вот и стал я "изучать" морскую болезнь - чтобы победить врага, надо о нем знать как можно больше. Расспрашивал опытных людей, внимательно читал об этом все, что мне попадалось. Я уже перешел от шлюпки к яхтам, и в одной из моих команд был врач, правда, специалист по совсем другим делам. Но он мне сказал, что у него есть друг, который на морской болезни собаку съел, т.е. защитил диссертацию по этой теме. "Ого, это то, что мне нужно!" - подумал я, и мой матрос попросил своего друга принять меня. Молодой симпатичный доктор долго вертел и ощупывал меня, особенно обращая внимание на мою шею. К чему бы ему моя шея? А он объявил, что виной моей слабости является шейный остеохондроз, который перекрывает доступ крови (и, следовательно, кислорода) к головному мозгу, из-за чего и получается укачивание. Ну, допустим, а что делать-то? Оказывается, нужно серьезное лечение, но для начала - серьезное обследование. Доктор дал мне направление на электроэнцефалограмму и еще какую-то "грамму", я поехал по указанному им адресу и выяснил, что пройти эту процедуру можно, только заняв очередь в 5 часов утра. А надо сказать, я отношусь к людям, которые любые неприятности предпочитают хождениям по врачам. Я сходу принял решение: плюнуть на остеохондроз и искать другие способы борьбы с морской болезнью.

В журнале "Катера и яхты" прочел статью прекрасного яхтсмена адмирала Ю.Пантелеева, в частности, он предлагал серию упражнений, укрепляющих вестибулярный аппарат. О, это мне подходит больше! Я с младых ногтей привык каждое утро делать зарядку и с этого же дня включил в нее упражнения, рекомендованные адмиралом. Конечно, я не рассчитывал, что вот сразу, сегодня, я начну делать эти движения, а завтра меня перестанет укачивать. Но предполагал, что через несколько лет результат будет. И оказался прав. Какие это упражнения? Вращение корпусом в пояснице в обе стороны. Вращение головой в разных направлениях. Все это делается по 20 - 30 раз в каждую сторону и обязательно с закрытыми глазами.

Ну, хорошо, начал я это делать, результат будет не скоро, а плавания-то мои сейчас продолжаются. В аптеках тогда продавался презнаменитый "Аэрон". Он тем был знаменит, что рекомендовался против морской болезни, но ни одному человеку от нее не помог. И я очень быстро в этом убедился. Через несколько лет "Аэрон" перестали продавать и запустили в продажу "Аэровит", который в точности повторил свойства "Аэрона". Все эти средства я испытывал на себе и поэтому за все здесь сказанное отвечаю. Зато кто-то посоветовал мне венгерское лекарство "Дедалон", я его опробовал, и - представьте себе - он меня стал здорово выручать. Такие были маленькие таблеточки, принимать надо заблаговременно, когда качка только начинается. Примешь одну и 4 - 5 часов не укачиваешься, а потом - еще одну. У него, у "Дедалона", было одно побочное действие - от него в сон кидало, но с сонливостью-то бороться гораздо легче, чем с морской болезнью, правда? Беда в том, что очень скоро "Дедалон" стал встречаться в продаже все реже, а потом и совсем пропал. Что же теперь? Один медик предположил, что поскольку морская болезнь представляет собой спазматические явления, то и бороться с ней надо при помощи спазмолитиков. Я пробовал "Но-шпу", и она мне неплохо помогла. Только принимать ее надо во-время, пока еще не укачался, не то она внутри тебя не удержится.

Изучая свои записи, я вспомнил, что когда я укачался на теплоходе по пути на Сахалин, соседи по каюте, военные моряки, видя мое жалкое состояние, уговорили меня принять полстакана водки. Мне, укачанному, было весьма трудно принять эти полстакана, да еще удержать их внутри себя. Но когда я этот "подвиг" совершил, я мгновенно почувствовал облегчение, встал с койки и пошел с моряками играть в преферанс. Ага! Надо пробовать и это. В очередной переход штормящей Рыбинки чувствую, начинается - в глазах поплыло, в голове муть, завтрак из желудка просится наружу. Хрестоматийная картина! Сдавленным голосом командую: "Водки!". Изумленные матросы спрашивают: "Сколько?" - "Сто грамм!". Подают кружку с водкой. А принять уже нелегко - и без того мутит. "Огурца!" - "Капитан, огурца нет!" - "Хлеба!" Поданный кусок хлеба макаю в забортную воду, одним глотком заталкиваю в себя водку и тут же жадно запихиваю в рот мокрый хлеб. Я его потому намочил, что в мокром виде его проглотить можно быстрее. Некоторое время идет борьба между водкой и моим желудком, а через минуту водка там улеглась, и на моем лице появилась блаженная улыбка - все признаки морской болезни исчезли.

Со стороны, конечно, могут раздаться насмешки: "Что ж, почтенный автор - просто не дурак выпить, вот и ищет предлог, чтобы принять". А я вам говорю, что нет, водку я вообще пью с отвращением, предпочитаю хорошее вино; а здесь, в самом деле, не пьянство, а лечение. И злоупотреблять им ни к чему.

Однако найденное опытным путем лекарство тоже не во всех случаях годится. Мы, бывает, ходим помногу часов при большом волнении. Что же, каждые два часа принимать? Излишество! И я продолжаю поиски.

Вычитал в газете - хитроумные японцы для профилактики от морской болезни делают внутривенные инъекции раствора питьевой соды. Нет, это нам определенно не подходит! Главное, чего опасаюсь, это отсутствие на яхте должной стерильности. Воду при качке вскипятить трудно, еще труднее прокипятить шприц и прочее. Еще занесешь в кровь какую-нибудь гадость!

Еще читаю в заграничном парусном журнале: оказывается, для предотвращения укачивания берут две медных полоски (медь нужна высокой пробы) и закладывают в носки под подошвы обеих ног. В статье не были приведены размеры полосок, но тут уж я пошел "методом тыка": раздобыл медную шину и отрезал от нее полосочки по ширине ступни чуть позади пальцев. Размеры полосок получились 80 х 20 х 2 мм. Зато в статье была другая подсказка: перед "употреблением" медь должна быть очищена до блеска. Ладно. Перед выходом на штормовую Ладогу беру свои медяшки и, тщательно отдраив их наждачной шкуркой, закладываю под подошвы и так ношу целый день. Для чистоты эксперимента не стал применять никакие другие средства. Швыряло нас прилично и в течение многих часов. Не скажу, чтобы я не укачался, но сумел сохранить и работоспособность, и соображение. Но это же главное! А неприятные ощущения можно и перетерпеть. И знаете, что интересно? Когда заканчивается штормовое время и прекращается болтанка, вынимаешь медяшки из-под носок и обнаруживаешь, что они все - черные, окислившиеся. По-видимому, медь из организма выкачивает какую-то дрянь, берет ее на себя.

И еще одно средство я открыл как для себя, так и для других. От многих слышал: надо работать, быть чем-то занятым. Так-то оно так, да не совсем. Не всякая работа для этого годится. Попробуйте, например, при болтанке, готовить еду в каюте, я посмотрю, что с вами будет через полчаса. А вот управлять яхтой, пребывая за румпелем и постоянно работая с волной - это очень даже помогает. И как только я сделал это открытие, так стал понемногу злоупотреблять своей капитанской властью: чуть только начинается качка, я беру румпель и до прихода в спокойную воду никому его не отдаю. А в остальное время - на здоровье, молодые, держитесь вы за румпель, сколько вам угодно. Как-то услышал разговор: "Наш кэп дает порулить вволю. Только в экстремальной обстановке за румпель садится!". Вот, оказывается, какой я хороший! Не знают, бедняги, что таким путем я просто спасаюсь от укачки!

Напоследок хочу сказать, что при разных видах качки и воздействие разное. Бортовая качка, конечно, неприятна, от нее экипаж сильно устает. Но укачиваются от нее меньше. А вот килевая качка - вверх-вниз - приносит морскую болезнь в полном ее объеме.

Какой же вывод? Простой: людям сильно подверженным укачиванию, не стоит списывать себя со счетов, как моряков. Надо активно бороться с болезнью и побеждать ее. Я вам привел несколько способов, а, наверное, есть и еще, может даже, более действенные. Скорее всего, разным людям подойдут и разные способы.

Счастливых вам плаваний, яхтсмены!

Старший преподаватель Московской яхтенной школы С.Я. Мошковский
Статья из журнала "НЕПТУН" за 2002 год.

Новые катерa и моторные яхты |  Каталог катеров и яхт |  Катера в наличии |  Чартер  |  Надувные моторные и комбинированные лодки Мнев |  Сравнительная таблица Российских, Финских и Украинских алюминиевых катеров |  Брокераж: катера, яхты, лодки, лодочные двигатели б.у. |  Автомобильные прицепы |  Подвесные лодочные моторы Сузуки, Хонда, Меркурий, Ямаха, Ниссан Марин |  Прайс лист: катера и яхты |  Лодочные моторы б.у. |  Эхолоты, GPS навигаторы, картплоттеры, радары Lowrance, Raymarine, Humminbird и Garmin |  Моторные Яхты Integrity |  Продажа новых и б.у.катеров лодок и яхт в Москве. Распродажа |  Защита киля для стеклопластиковых катеров |  Доставка |  Контакты, карта проезда |  Новости |  Доска объявлений "Водный транспорт". Дать объявление о продаже Вашего плавсредства, недвижимости у воды. |  Статьи о катерах Сильвер Silver |  Документы, статьи |  Партнеры |  Фотографии, фотообои |  Погода на водоемах |  Гонки |  Генераторы Lifan |  Реклама на сайте |  Главная 

Купить катер в Москве         +7 (909) 927 06 88   



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Рейтинг - яхты и катера
Поделитесь ссылкой: 
Copyright © 2004-2016    "Моя лодка"   http://www.myboat.ru/    (Home) (Домой) На главную страницу сайта Моя Лодка Наверх страницы